+ Это важно !
+ Анализ событий
+ Страницы истории
+ Взгляд в будущее
+ Общее
+ Народный корреспондент
+ Для авторов
+ Сеть
+ Мониторинг

+ Форум

Кольцо Патриотических Ресурсов

Парламентские слушания на тему: «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулировани

Автор: С.К. Комков (none)
Дата публикации: 14.12.2004
Категория: Общее
Версия для печати

9 декабря 2004 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования». Так уж получилось, что они совпали с обсуждением проблем модернизации образования на заседании Правительства России. Поэтому на Охотный ряд прибыли все основные идеологи модернизации: ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов, заместитель министра науки и образования Андрей Свинаренко, руководитель федеральной службы надзора в системе образования Виктор Болотов, руководитель федерального агентства образования Григорий Балыхин и бывший министр образования Владимир Филиппов. Не хватало только министра науки и образования Андрея Фурсенко, который сразу после заседания правительства отбыл по неотложным делам во Францию.

Заседание вели вице-спикер Госдумы Георгий Боос и председатель думского комитета по образованию Николай Булаев.

После обширных докладов, которые сделали А.Свинаренко, Я.Кузьминов и Н.Булаев, началось обсуждение, которое по стилю почему-то больше походило на собрание партийно-хозяйственного актива. Исключением стало выступление ректора МГУ Виктора Садовничего, еще раз подтвердившего свою позицию о недопустимости перевода школы на единый государственный экзамен и о слабости положений концепции высшего профессионального образования, предусматривающей перевод высшей школы на двухуровневый вариант. Диссонансом прозвучали также выступления депутатов Государственной Думы Олега Смолина и Ивана Мельникова, которые с большой озабоченностью говорили о том, что образование перестало играть в России социальную роль и превратилось в сферу коммерческих услуг.

В обсуждении не смогли принять участия ни представители профсоюзов работников системы образования и науки, ни руководители крупнейших общественных организаций. Не удалось высказаться и ведущим экспертам, мнение которых так и осталось не услышанным. А, тем временем, в соответствии с заключением независимых экспертов непродуманная модернизация образования может привести к необратимым последствиям. Под маркой сокращения учебной нагрузки, считают эксперты, фактически кроется сокращение ассигнований на школьное образование и повышение доли платных образовательных услуг. В соответствии с предлагаемой концепцией создание нового типа профессиональных образовательных учреждений может привести к ускорению процесса приватизации учебных заведений. Резкой критике подвергаются изменения и дополнения в Закон «Об образовании», в соответствие с которыми фактически образование перестало считаться приоритетной сферой, ликвидированы государственные гарантии финансирования образования, уничтожены социальные гарантии и льготы для работников системы образования. С 1 января 2005 года прекращается государственная поддержка негосударственных образовательных учреждений, что фактически приведет к гибели самых уникальных НОУ, а также к гибели православных школ и гимназий, которые не имеют другой финансовой опоры. Переход на двухуровневое высшее профессиональное образование может привести к ликвидации в России степени «доктор наук» и поставить страну на уровень стран «третьего мира».

Однако все эти доводы так и не были услышаны и зафиксированы в материалах парламентских слушаний. Принятые рекомендации представляют собой весьма сырой, спорный документ, требующий серьезной переработки. При подобном подходе говорить о вдумчивой проработке концепций, предусматривающих кардинальную перестройку всей системы образования в стране, весьма трудно. Парламентские слушания, во время которых не желают слушать мнения специалистов, теряют всякий смысл и превращаются в пустые заседания, что противоречит установке президента страны на осуществление серьезного общественного контроля за деятельностью всех ветвей власти. Кроме того, реализация серьезных проектов без детальной проработки и оценки со стороны ведущих экспертов в данной области чревато тяжелыми последствиями. И это давно уже пора понять руководителям профильных думских комитетов. В том числе, и руководителю комитета по образованию Николаю Булаеву.



Источник: www.glazev.ru/associate/453/
Комков Сергей Константинович - президент Всероссийского Фонда Образования, профессор, доктор педагогических и философских наук, академик
Статьи по теме:
  • Дядя, а Вы ученый? Или зачем России образование и наука?
  • страницы: 1
    Copyleft 2004 Harbinger
    система публикаций: Sanitarium WebLoG
    X